Газета "ФИЗКУЛЬТУРНИК УЗБЕКИСТАНА"
№2(3556) Пятница, 7 января 1977 года

КОГДА ПОВЕДУТ РЕБЯТ ?

Статья о проблемах школьного туризма

"Как бы чего не вышло"

Пройден экватор учебного года, у школьников - каникулы. Самое время выехать за город, совершить несложный поход, сдать один из нормативов комплекса ГТО, набраться впечатлений и сил.

Чего греха таить, о туристских походах в школах при сдаче нормативов комплекса частенько "забывают". Загляните едва ли не в любую школу, и найдете сколько угодно примеров формального отношения к этой неотъемлемой части физического воспитания учащихся вообще и комплекса ГТО в частности.

Одно из объяснений такого отношения в том, что многие работники школ и органов народного образования не знают и предпочитают не знать о существовании инструкции, которая обязывает их развивать школьный туризм. Эта инструкция, разработанная в соответствии с "Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР" и утвержденная заместителем министра просвещения СССР, является обязательным руководством к действию. Но о ней, повторяем, стараются не вспоминать, потому что директора школ на туризм смотрят с опаской: "Как бы чего не вышло". А если иной из них и наберется смелости, то столкнется с той же боязнью ответственности в гороно или районо.

Этот негласный запрет на туризм наносит ущерб не только физическому, но и духовному воспитанию школьников. Педагогам не надо объяснять, что вряд ли у них где-нибудь еще появится столько возможностей, сколько предоставляется на походной тропе, в пути по родному краю, который, сидя в классе, трудно и узнать, и полюбить.

В лучшем случае - прогулка

Классный руководитель или преподаватель физкультуры, не знакомый хотя бы с азами туризма, естественно, не может, да и не согласится, повести ребят в настоящий поход. Но делать-то что-то надо, и выход нашли, заменив турпоходы прогулками, в лучшем случае имеющими только познавательный, краеведческий характер. Но за этой подменой уже не столько боязнь ответственности, сколько совсем другая беда - нехватка квалифицированных туристских кадров. Из всех наших вузов туризм изучают только студенты института физкультуры, да и то - в объеме 50 часов. Между тем, Республиканскому совету по туризму и экскурсиям и Министерству высшего и среднего специального образования летом 1974 г. соответствующим постановлением ЦК Компартии Узбекистана и Совета Министров республики было поручено рассмотреть вопрос об организации подготовки инструкторов по туризму на базе ТашГУ, пединтитута иностранных языков и института физкультуры. Кое-что сделано, но далеко не все.

Выход все же есть

А делать надо. И здесь вполне может пригодиться опыт работы Волгоградского педагогического института и Киргизского университета. Программа по туризму в этих учебных заведениях рассчитана на три года. На первом курсе готовятся организаторы, имеющие право руководить походами выходного дня. Занятия проходят по 50-часовой программе с проведением учебно-тренировочного похода первой категории сложности. На втором курсе учебный план увеличивается до 200 часов и занятия проходят по программе инструкторов. А на третьем подготовленные инструктора-студенты проводят занятия с первокурсниками под наблюдением опытных преподавателей. Эти занятия засчитываются им как стажировка.

При такой системе через два-три года можно было бы добиться неплохих результатов. Ну, а как быть сейчас? Сейчас необходима совместная целенаправленная работа республиканского и областных советов по туризму и экскурсиям и Министерства просвещения, отделов народного образования, детских туристско-экскурсионных станций. Связующим звеном здесь должны стать клубы туристов, при которых существуют комиссии по разделам работы, в том числе и комиссия по комплексу ГТО.

Примером может служить работа Московского и Наманганского городских клубов туристов. Москвичи составляют поквартальные календарные планы работы городского клуба. В них указываются все мероприятия, сроки их проведения, ответственные за исполнение. Здесь же приводятся номера и нитки маршрутов для сдающих норматив по ГТО, фамилии инструкторов, которые поведут группы, время проведения походов. Эти планы в виде афиш рассылаются по коллективам.

Наманганский клуб за год подготовил около 100 человек, имеющих право принимать зачеты комплекса ГТО по туризму, разработал около 20 маршрутов для сдачи нормативов по всем возрастным группам.

Определенный опыт такой работы есть и у Ташкентского клуба. Здесь можно ознакомиться со схемами маршрутов, их описанием, получить другую необходимую консультацию, а при необходимости найти и инструктора для проведения похода.

Для достижения успеха необходима двусторонняя связь: школа - клуб туристов, клуб туристов - школа. Но чтобы наладить такую связь, надо проявить подлинную заинтересованность в деле.

В. ШИРЯЕВ,
кандидат в мастера спорта
по туризму