СПЛАВ ПО РЕКЕ НАРЫН

"ТУРИСТ" № 9, 1976г.
Ежемесячный иллюстрированный журнал ВЦСПС

ПО НАРЫНУ И СЫРДАРЬЕ

Водный маршрут IV категории сложности по среднеазиатским рекам Нарыну и Сырдарье, знакомит с природой, историей и современностью двух братских республик СССР - Узбекистана и Киргизии. Протяженность похода - 280 км. Продолжительность - 14 дней, лучшее время для сплава на байдарках - апрель - май или сентябрь - октябрь.

Начинается путешествие от железнодорожной станции Ташкумыр (Ошская область), откуда рейсовый автобус доставит туристов в Каракуль, поселок строителей Токтогульской ГЭС. Эта крупнейшая в Средней Азии гидроэлектростанция сооружается в том месте, где Нарын пропилил скальную толщу Атойнакского хребта. Уже в этом году плотина достигнет проектной отметки, взметнувшись ввысь на 217 метров. В том месте, где еще недавно ревели пороги, пляшут волны рукотворного моря, в будущем самого большого из искусственных водоемов Средней Азии (площадь зеркала - 284 кв. км, объем 19,5 куб. км). Оно вызволит к жизни 2 млн. га иссушенных зноем земель Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Казахстана. Неподалеку от строительной площадки, там, где еще в 1962 году был заболоченный пустырь, вырос город Кара-Куль с кварталами современных жилых домов с филиалом Фрунзенского политехнического института и строительного техникума.

Познакомившись со стройкой, можно спускать байдарки на воду. Левый берег Нарына труднодоступен и вдоль реки местами непроходим. Удобный спуск к воде есть на правом берегу, в 1 км выше устья реки Карасу - левого притока Нарына. С самого начала маршрута байдарки преодолевают валы, пороги. Скорость потока около 3 м/сек. Нарын пропилил здесь глубокое ущелье длиною в 130 км.

На 11-м км пути послышится шум Итсайского порога. В русле появятся камни, высокие стоячие валы. Спустя еще 3 км река делает двойной поворот, огибая отвесную скалу левого берега. Ниже река спокойна. Не доходя 500 м до устья Бекечала необходимо пристать для разведки Бекечальских порогов.

Ниже Бекечала, на участке почти 40 км, находятся самые грозные на всем нижнем Нарыне пороги. Надолго останутся в памяти пороги Водопадный, Яма, Первый Кызылбиитский, Урусайский, Слаломный, требующие тщательной разведки. Пороги Водопадный и Яма - самые сложные и опасные на маршруте и в малую воду на байдарках непроходимы. Перед каньоном Водопадного порога необходимо пристать к правому берегу, от песчаного пляжа подняться вверх и обнести преграду. Вырубленная в скалах лента дороги взметнулась на 40 - 50 м над рекой. Где-то внизу клокочет Нарын. С обрыва открывается русло реки, стиснутой скалистыми берегами до 15 - 20 м. Через громадный камень низвергается четырехметровый водопад, которому предшествуют два косых вала. Камней в русле Нарына мало, мощный поток выносит почти весь обломочный материал за пределы горной страны. Обломки скал обычно укрыты на большой глубине, достигающей 40 м.

Ниже селения Рязансай начинается каскад Ташкумырских порогов. Их более 30, самые сложные находятся ниже устья провобережной Карасу, в пределах Ташкумыра - одного из старейших центров угледобычи Киргизии. Недалеко от города на угольном разрезе Карасу открытым способом добывается самый дешевый в республике уголь. В недалеком будущем на Ташкумырских порогах будут сооружены еще две ГЭС. За Ташкумыром пороги кончаются. Река широким потоком вливается в Учкурганское водохранилище протяженностью около 20 км. Учкурганская ГЭС - первенец Нарынского каскада гидроэлектростанций. Рядом вырос поселок гидростроителей и энергетиков - Шамалды-Сай. Здесь предстоит сделать обнос плотины.

Дальше на запад горы понижаются, река течет по широкой Ферганской долине. Но вот снова появляются шиверы и пороги, тянущиеся на 25 км до самого Учкургана. На этом участке по Нарыну проходит граница между Узбекистаном и Киргизией. В 3 км выше города Учкурган на левом берегу Нарына виднеются затворы головного сооружения. Отсюда берет начало Большой Ферганский канал имени Усмана Юсупова, сооруженный в 1939 г. 165 тысяч колхозников с кетменями и лопатами вышли на его строительство. Потребовалось всего 45 дней, чтобы канал длиной 270 км был сдан в эксплуатацию.

В Учкургане Нарын перегорожен плотиной, от которой берут начало Большой Андижанский и Северо-Ферганский каналы, орошающие земли Андижанской, Ферганской и Наманганской областей. Нарын успокаивается только встретившись с Карадарьей. От их слияния берет начало самая длинная река Средней Азии - Сырдарья. На сотни километров тянутся вдоль ее берегов тугайные леса. Особенно красива Сырдарья осенью, когда лес одет в золотой наряд. А за ним тянутся сады, поля, селения. На 300 км протянулась Ферганская долина с востока на запад. Мощные горные хребты Тянь-Шаня и Памиро-Алая укрыли ее со всех сторон.

Маршрут заканчивается у селения Пунган, от которого до Ташкента 210 км. Необходимо помнить, что ниже Токтогульской ГЭС наблюдаются резкие колебания уровня воды в реке в течение суток. В период половодья огромная масса воды сбрасывается на орошаемые земли, резко возрастает скорость течения. На это время сплав лучше не планировать.

В. ШИРЯЕВ,
председатель республиканской секции
водного туризма Узбекской ССР

Комментарий:

Первопрохождение нижнего Нарынабыло осуществлено под руководством автора этих строк в период с 1 по 13 октября 1973 года в ходе проведения учебно-тренировочного похода, входящего в программу республиканского сбора подготовки инструкторов водного туризма. Начальник сбора - Ширяев Владимир Николаевич (г.Ташкент). Заведующий учебной частью - Олдерс Янис Арвидович, инструктор-методист водного туризма (г.Рига).

Сплав осуществлялся на надувном плоту (ТЛП) производства Уфимского завода РТИ и трех байдарок RZ-85. Экипаж ТЛП прошел все пороги. Байдарочные экипажи пороги Водопадный, Яма, Кызылбиитские, Урусайский, Слаломный не проходили. Сплав проходил в условиях средней воды при расходах 300 м3/сек. Было пройдено 200 км, включая участки: Кетмень-Тюбинская котловина от места прорыва реки Ферганского хребта, Токтогульское ущелье, а также ущелье Нарына ниже Токтогульской ГЭС до Учкурганской водохранилища.

Ввиду того, что транспортные туннели, ведущие из верхнего бьефа плотины в нижний, были уже замурованы бетонными пробками и чаша водохранилища готовилась к заполнению, все снаряжение: байдарки, плот и рюкзаки пришлось поднимать краном в три приема на высоту 180 метров наверх строящейся плотины. Затем по спиральному транспортному туннелю снаряжение было доставлено вниз за выходной портал отводящего туннеля, откуда в буквальном смысле слова вылетал Нарын, делая прыжок 30-40 метров. Зрелище и буйство воды не подаются описанию.

Перед походом, на турбазе "Чимган", проводились теоретические занятия с выездом на реку Чаткал для отработки технических приемов сплава. Именно тогда, здесь, осенью 1973 года, было выбрано место на Аурахматском пороге для проведения Вторых Всесоюзных соревнований по технике водного туризма, которые состоялись с 6 по 10 октября 1975 года, а главным судьей соревнований был тот же Олдерс Я.А. - судья всесоюзной категории.

Часть материала отчета по Нарыну вошла в книгу ВОДНЫЕ МАРШРУТЫ СССР - АЗИАТСКАЯ ЧАСТЬ (см. маршрут 51 "По рекам Сусамыру, Кекемерену и Нарыну", стр. 60-62).

В настоящее время на нижнем Нарыне построен целый каскад ГЭС с водохранилищами: Токтогульская, Курпсайская, Ташкумырская, Шамалдысайская, Учкурганская. Возобновляется строительство Кампыратинской ГЭС в том ущелье, где Нарын прорывает Ферганский хребет. В свое время на этой реке, включая притоки Кекемерен и Атбаши, планировалось построить 23 гидроэлектростанции. Обладая огромными запасами гидроэнергии, Нарын по праву может называться энергетической рекой Тянь-Шаня.

В. ШИРЯЕВ,
президент туристской фирмы
"Азия Рафт"
июль 2005 г.