ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА В УЗБЕКИСТАНЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ШИРЯЕВ В.Н.
президент туристской фирмы "Азия Рафт", г. Ташкент
Мастер спорта СССР по туризму, Заслуженный путешественник России

(Доклад на Международной научно-практической конференции, проводимой Самаркандским институтом экономики и сервиса, посвященной 2750-летию г. Самарканда. 4-6 сентября 2007г.)

В настоящее время в Республике Узбекистан обозначился полный развал системы спортивно-оздоровительного туризма. Прекратили свое существование туристские клубы городов и областных центров, туристские секции коллективов физкультуры, республиканская и областные федерации спортивного туризма. Большие трудности испытывает детско-юношеский туризм. Обозначился острый дефицит туристских организаторов, руководителей походов выходного дня, категорийных маршрутов, инструкторов туризма. Ушли в историю учебные сборы по подготовке туристского актива, соревнования по туристской технике, дальние походы, проводимые с целью повышения спортивного мастерства.

Сложившаяся ситуация привела к значительному возрастному разрыву между опытными специалистами спортивного туризма и молодыми людьми, которые хотели бы приобрести навыки и знания для совершения спортивных походов, выполнения разрядных нормативов. Дальнейшее развитие этих тенденций грозит обернуться полной утратой того опыта, который был накоплен в Узбекистане в предшествующие годы.

Подготовка некоторыми туристскими фирмами гидов-проводников для проведения коммерческих туров не решает всю полноту проблем массового туризма, в котором нуждается население Узбекистана. Для страны с населением более 20 миллионов человек нужны иные подходы, механизмы, которые способны вывести спортивный туризм из глубокого кризиса.

Следует отметить, что в свое время Узбекистан был одним из центров развития спортивного туризма в СССР. Об этом свидетельствуют проводимые на территории Республики спортивные и учебные мероприятия Всесоюзного масштаба:

В октябре 1975 г. на реке Чаткал в районе Бричмуллы были проведены Вторые Всесоюзные соревнования по технике водного туризма, посвященные 30-летию Победы советского народа над фашистской Германией. В соревнованиях приняли участие 22 команды союзных республик, городов Москвы и Ленинграда.

В октябре 1977 г. в Шахимардане был проведен Всесоюзный слет туристов ДСО "Спартак". В программе слета были соревнования по водному, горному и пешеходному туризму, конкурсы на разную туристскую тематику (лучшие полевой лагерь, снаряжение, фотографию, песню).

В мае 1983 г. на горном участке р. Ахангаран состоялся Всесоюзный слет туристов-водников. По предложению комиссии водного туризма Узбекского Республиканского совета по туризму и экскурсиям в программу слета была включена 30-километровая эстафета, в которой поэтапно стартовали экипажи байдарок, катамаранов, плотов. Этот элемент соревнований тогда получил широкое распространение во многих регионах СССР.

На базе Ферганского областного совета по туризму и экскурсиям в разные годы проводились Всесоюзные сборы по подготовке руководителей сложных горных путешествий и инструкторов-методистов горного туризма.

Туристы-горники Узбекистана неоднократно занимали призовые места в Чемпионатах СССР, были чемпионами в классе горных походов. Осваивали высокогорные районы Тянь-Шаня, Памира, Кавказа.

Туристы-водники Узбекистана осуществили целый ряд первопрохождений рек Средней Азии. Среди них маршруты высшей категории сложности - сплавы по горным рекам Нарын, Угам-Ахангаран (связка), Каракульджа- Турдук-Карасу (связка). Для массовых разрядов были освоены маршруты по рекам Сырдарья, Чирчик, Арысь, Талас. Успешно пройдены нашими водниками многие горные реки Алтая, Саян, Забайкалья, Кольского полуострова. Ежегодно проводились соревнования по водному туризму "Весенние воды" на приз газеты "Физкультурник Узбекистана" - "Узбекистон физкультурачиси".

Во всех областных центрах Узбекистана работали советы по туризму и экскурсиям, которые, кроме развития планового туризма, координировали работу городских и районных туристских клубов. На крупных и средних промышленных предприятиях, в высших учебных заведениях, НИИ и даже в СПТУ действовали туристские секции коллективов физкультуры: ТАПОиЧ, ПО "Ташкабель", "Ташсельмаш", "Союзхлопкомаш", ТТЗ; на самаркандских заводах- лифтостроительном, "Кинап", "Красный двигатель"; СамГУ, ТашГУ и др.

Создание разветвленной сети государственных и общественных туристских организаций в лице советов по туризму и экскурсиям, туристских клубов, федераций, комиссий по видам туризма и разделам работы, которые работали под руководством профсоюзов, позволило вести плодотворную работу по вовлечению широких масс населения Узбекистана в занятия спортивным туризмом. О результатах этой работы свидетельствуют успешная подготовка высококвалифицированных специалистов вплоть до Мастеров спорта СССР, инструкторов международного класса, судей соревнований Республиканской и Всесоюзной категорий, а также те мероприятия, которые указывались выше.

В настоящее время на совещаниях различного уровня, на которых рассматриваются вопросы туризма, в беседах с представителями зарубежных стран и компаний всегда упоминается о красоте природы Узбекистана, какими прекрас-ными маршрутами располагает Республика для проведения спортивных и экстремальных походов, развития экологического туризма. И это действительно так. Наличие маршрутов по разным видам туризма и категориям сложности создает благоприятные условия для массового туризма, подготовки разрядников, инструкторов, туристских организаторов и будущих специалистов, обучающихся в настоящее время на факультетах туризма ВУЗов и колледжей Узбекистана. Сочетание туристско-спортивных маршрутов с экскурсионными программами по городам Узбекистана позволяет не только увидеть природу страны, повысить походное мастерство, обогатить свои знания новыми техническими и тактическими приемами преодоления препятствий, но и соприкоснуться с историческим наследием народа, архитектурными шедеврами древнего и средневекового зодчества.

Однако встает вопрос: "А как используются богатейшие туристские возможности Узбекистана для проведения спортивных походов, на каком уровне развития находится спортивный туризм в Республике"? Ведь одно дело располагать возможностями, другое - их использовать. Вот тут-то и вырисовывается картина, которая выглядит удручающе. До настоящего времени в стране не создана Федерация спортивного туризма. Отсутствует Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма, который по своим целям может иметь спортивную, познавательную, учебную, исследовательскую, экологическую, военно-прикладную и военно-патриотическую направленность и их сочетание.

Созданная в свое время Национальная Компания "Узбектуризм" далеко не в полной мере прорабатывает вопросы многопланового развития туризма в стране. "Предложения о развитии спортивного туризма в Узбекистане", направленные в эту государственную организацию в декабре 2006 г., так и остались без внимания. До настоящего времени значительная часть горных районов остается закрытой для посещения туристским активом.

У туристско-спортивной общественности стран СНГ и Балтии, прежде всего России, Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии вызывает беспокойство проблема прохождения спортивными группами реки Чаткал во время пересечения государственной границы между Кыргызстаном и Узбекистаном в 5-м каньоне реки. В настоящий момент это одна из самых острых проблем в развитии спортивного туризма в Узбекистане. Лишается возможность обмена опытом между командами, сохранения дружеских связей между спортсменами - представителями разных государств и туристского актива Узбекистана, выполнения мастерского норматива самим гражданам Узбекистана.

Следует отметить, что в течение 2003-2006 г.г. проблем в этом плане не возникало. Серьезные трудности неожиданно возникли с двумя последними группами - Екатеринбурга и Новополоцка (Белоруссия). Поступила команда "Не пропускать!". Три дня люди сидели голодные в каньоне, привезенные для них продукты так и не были переданы пограничниками. Только вмешательство Российского Посольства в Узбекистане разрешило ситуацию. После таких переделок трудно вести разговор об узбекском гостеприимстве, да и неуместно. А ведь у туристов были пропуска в пограничную зону Бостанлыкского района и пограничные структуры знали день и час прибытия групп, поскольку были своевременно оповещены о сплаве, располагали всеми необходимыми сведениями о туристах.

Такое отношение к спортивному туризму, нежелание соответствующих структур, а скорее всего отдельных чиновников, решить существующую проблему, когда в течении нескольких лет четко обозначился туристский поток по международному водному спортивному маршруту, подрывает авторитет нашей Республики. Почему этот вопрос до настоящего времени не вынесен на законодательный уровень? Очевидно лишь потому, что это кому-то выгодно, не напрягаясь, зарабатывать очки на спортивных туристах, якобы нарушающих государственную границу.

В этом плане не понятна и двойственная позиция НК "Узбектуризм", которая в своем письме от 11.10.06 (Исх. №385-Ф) отписалась: "…в связи с отсутствием КПП на реке Чаткал (Кыргызстан - Узбекистан), НК "Узбектуризм" не рекомендует организацию данного тур-маршрута". И в то же время пропагандирует сплав по Чаткалу на научно-практической конференции "Внутренний туризм как перспективное направление социально-экономического и культурного развития в Республике Узбекистан", присылая почти одновременно статьи из Уголовного кодекса РУз о последствиях за переход границы в не установленном месте. Вообще как это все надо понимать?

Решать проблему Чаткала надо. Ведь многие спортивные группы после сплава желают увидеть архитектурные памятники Самарканда, Бухары, Хивы. Этим они приносят экономическую пользу Узбекистану, пользуясь гостиницами, транспортом, покупая различные сувениры и дары нашей природы. Уже сейчас, в 2007 году, желают осуществить сплав по этой реке более 15 команд из разных городов России, Украины, Литвы, Узбекистана. Интерес к этой реке не случаен. Еще в советский период по Чаткалу ежегодно сплавлялось до 50-60 групп. Так почему бы не создать на весенне-летний период (май-октябрь) ежегодный временной коридор для пропуска по Чаткальской долине групп туристов-водников, горников, пешеходников с оформленными маршрутными документами, и заранее известившие о себе соответствующие службы?

Туристская фирма "Азия Рафт", выполняя Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-640 от 21 мая 2007г. "О дополнительных мерах по ускорению развития сферы услуг и сервиса в Республике Узбекистан в период до 2010 года", Распоряжение Президента Республики Узбекистан № Р-1962 от 25 мая 2004г. "О мерах по расширению инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества с Российской Федерацией" согласно пункту 3.6 "Туризм", тесно сотрудничает с Федерацией спортивного туризма Туристско-Спортивного Союза России в области подготовки туристско-спортивных кадров. С этой целью были согласованы полномочия туристско-спортивной маршрутно-квалификационной комиссии туристской фирмы "Азия Рафт" с ФСТ ТССР. Учитывая опыт членов нашей МКК, ей предоставлены полномочия на выпуск спортивных групп на горные и водные маршруты до 5-й категории сложности включительно и присвоение разрядов до "Кандидата в мастера спорта по туризму" включительно, а также проведение учебных сборов и школ Высшего уровня туристско-спортивной подготовки.

К сожалению реализация Распоряжений Президента Республики Узбекистан не может быть осуществлена в требуемом объеме из-за указанных выше существующих проблем. Кроме того, не могут быть выполнены Указания Президента Республики Узбекистан о расширении действующих и разработке новых туристско-экскурсионных маршрутов в части касающейся организации активных видов туризма (п. 5.3 Приложение №12 к Постановлению № ПП-640 от 21 мая 2007г), пока не будут открыты районы для проведения познавательных и спортивных программ, отменен или пересмотрен Приказ № 57, запрещающий проведение этих мероприятий в горной местности.

Такое положение дел не идет на пользу экономике Узбекистана. Туристский поток, который мог бы осуществлять серьезные вливания в экономику страны, уходит в сопредельные государства - Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, где созданы соответствующие условия для развития спортивного туризма, проведения соревнований и активных туров.

С целью воссоздания в Республике Узбекистан спортивно-оздоровительного туризма необходимо:

1. Создать Федерацию спортивного туризма Узбекистана с правом самостоятельно обращаться в государственные организации и ведомства по вопросам состояния и развития спортивного туризма, решению проблем посещения пограничных районов. Практика показала, что ни НК "Узбектуризм", ни Ассоциация частных туристских организаций этими вопросами заниматься не хотят и не будут. Неоднократные устные и письменные обращения в эти организации более двух лет остаются до настоящего времени без внимания.

Считать задачами Федерации:

подготовка общественных туристских кадров: руководителей походов всех уровней, инструкторов туризма, судей туристских соревнований;

проведение массовых туристских мероприятий: слетов и соревнований по туристскому многоборью, включая Международные соревнования как на территории Узбекистана, так и участие наших команд за пределами Республики;

проведение чемпионатов Республики Узбекистан по спортивным походам, участие наших команд в Открытых чемпионатах России и СНГ по спортивному туризму;

взаимодействие ФСТ Узбекистана с Министерством обороны, СНБ, МВД и МЧС по вопросам горной и водно-десантной подготовке войск, частей и подразделений специального назначения; подготовке спасательных отрядов;

вхождение ФСТ Узбекистана в Международную Федерацию спортивного туризма, образованную в 2002 г в Москве, и на которую ни Республиканский Спорткомитет (в настоящее время Министерство культуры и спорта), ни Национальная Компания "Узбектуризм" не сочли нужным направить от Узбекистана специалиста спортивного туризма;

участвовать в разработке Закона Республики Узбекистан "О туризме", Концепции развития спортивно-оздоровительного туризма в стране, разрабатывать разрядные требования по спортивному туризму, Правила проведения спортивных походов и путешествий, Положения о туристских общественных кадрах и другие руководящие материалы;

оказывать практическую и методическую помощь ВУЗам, средним учебным заведениям, Центрам детского и юношеского творчества, предприятиям и организациям в подготовке общественных туристских кадров, проведении походов и соревнований;

добиваться государственной поддержки и финансирования учебных и туристско-спортивных мероприятий; очевидно, нужно вернуть Профсоюзы к практике руководства туристско-спортивным движением в стране.

рассматривать и направлять в соответствующие организации Представления на присвоение спортивных званий по туризму: "Заслуженный мастер спорта Узбекистана", "Мастер спорта Узбекистана международного класса", "Мастер спорта Узбекистана", "Заслуженный тренер Республики Узбекистан", "Заслуженный работник физической культуры Республики Узбекистан", а также звания за судейства Республиканских и Международных соревнований.

Считать, что основными составляющими спортивно-оздоровительного туризма должны быть: духовное и физическое развитие нации, здоровый образ жизни, повышение походного мастерства и инструкторской квалификации, спортивные звания и разряды, спортивно-научная и военно-прикладная деятельность.

2. Воссоздать в Центрах детского и юношеского творчества системы Народного образования кружки туризма и краеведения, ликвидированных в конце 90-х годов. Возобновить со школьниками и учащейся молодежи походы по родному краю, конкурсы и соревнования по туризму.

3. Восстановить географию туристских маршрутов, спортивных походов и экскурсий в горной местности. Урегулировать в соответствующих ведомствах вопросы, связанные с посещением уникальных географических объектов:

в Ташкентской области Ангренского плато с его грандиозным каньоном и ущелья реки Коксу с его мощными теснинами и высокогорными озерами;

в Кашкадарьинской области ущелий рек Аксу, Кызылдарья, где находятся такие экскурсионные объекты как пещера Темура, плато динозавров, красивейшие каньоны, ледник Северцева, вершина Хазрет-Султан;

в Сурхандарьинской области возможность сплава по рекам Туполанг и Сангардак, а также совершения горных, пеших, конных маршрутов по Гиссарскому хребту и его отрогам;

в Джизакской области Зааминского национального парка, возможность совершения горных, пеших и конных маршрутов по Туркестанскому хребту.

4. Решить вопрос перехода государственной границы туристским группам Узбекистана, стран СНГ и Балтии, другим иностранным гражданам, совершающих туристско-спортивные и экскурсионные маршруты в сопредельных с Узбекистаном районах Кыргызстана через пограничный пост в Касансае в оба направления, поскольку кружной путь через Ханабад и Андижан (Ош) для туристов дорог, долог и утомителен.

5. Решить вопрос более облегченной процедуры получения туристских виз для граждан Узбекистана в Республику Таджикистан (не через приглашения от туристских фирм) для прохождения спортивных маршрутов в горных районах этой республики. На данный момент только визовая поддержка и стоимость визы в эту страну обходятся гражданам Узбекистана 46 долларов США, а с регистрацией и другими сборами более $100. И это не считая затрат на проведение самого похода.

Таковы взгляды автора на проблемы восстановления и развития спортивного туризма в Узбекистане и некоторые пути их решения. Конечно, охватить такой объем работы в одночасье невозможно, но работать и создавать условия для духовного и физического совершенствования граждан просто необходимо.

г. Ташкент