АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОДНО-ДЕСАНТНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЙСК, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ГОРНЫХ ТВД

ШИРЯЕВ В.Н., военный исследователь, президент туристской фирмы
«Азия Рафт»

(Доклад на 2-й Международной научно-практической конференции, проводимой РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТОМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА)

Боевая практика и развитие военной теории требуют постоянного совершенствования и поиска новых способов ведения боевых действий и операций. Это в полной мере относится к разработке перспективных взглядов и положений, касающихся вооруженной борьбы в горных регионах, организации специальной подготовки войск для действий на труднодоступной местности. Горы – это не только вершины и ледники, плато и скалы, осыпи и морены. Это еще и реки – бурные и спокойные, которые в условиях слабого развития наземных путей сообщения приобретают роль транспортных артерий. В условиях боевой обстановки они могут оказаться единственными военно-транспортными коммуникациями, позволяющими осуществлять маневр воинских формирований, подвоз материальных средств, эвакуацию раненых и больных. Вот почему, используя горные реки для решения этих задач, важна роль водно-десантной подготовки.

Рассматривая основные компоненты ее организации, отметим, что все они подчинены главной цели – учебному процессу, грамотная постановка которого во многом определяет высокий уровень обучения войск.

В этой связи существенной проблемой подготовки кадра и резерва является квалификационное обеспечение учебного процесса. Именно от профессионального мастерства инструкторско-преподавательского состава в значительной степени будет зависеть качество обучаемых частей и подразделений. Вместе с тем, здесь имеются определенные трудности. Ликвидация отлаженной системы подготовки туристских кадров, которой до 1991 года занимались органы профсоюзов в лице туристских клубов и советов по туризму, привела к резкому снижению, а в некоторых регионах России и стран СНГ к полному сокращению учебных мероприятий. Дестабилизировалась преемственность поколений сплавщиков, что при дальнейшем развитии этих тенденций может привести к полной утрате накопленного в предшествующие годы опыта сплава по горным рекам.

Проблема подготовки кадра и резерва усугубляется еще и тем, что в свое время армейские структуры не контактировали с указанными организациями, которые могли бы быть своего рода главными поставщиками специально обученных резервов для укомплектования и создания горных и воднотранспортных (горных) формирований. Существование этой проблемы прослеживается, например, в течение всего периода боевых действий советских войск в Афганистане, что подтверждается отсутствием на практике горной подготовки в подавляющем большинстве общевойсковых соединений и частей, хотя недостатка в горном снаряжении 40 армия не испытывала.

На наш взгляд проблема квалификационного обеспечения водно-десантной подготовки может быть решена следующим образом:

  1. Путем активизации работы в этом плане оргмобилизационных управлений военных округов, Генерального штаба ВС РФ, а также командований группировок войск, развернутых на соответствующих стратегических направлениях через военкоматы и отделы (управления) по делам обороны. Цель и результаты этой работы должны отражать процесс формирования корпуса специалистов – сплавщиков высокой квалификации, постановки их на воинский спецучет, призыва из запаса для обучения кадра и резерва, как в мирное, так и военное время, повышения инструкторской (преподавательской) квалификации с обязательными учебно-тренировочными сплавами на реках 2-3 классов (военно-транспортная классификация горных рек по сложности Ширяева В.Н.).
  2. Созданием и накоплением собственных резервов путем концентрации в войсках военнослужащих, прошедших полный курс водно-десантной подготовки, то есть имеющих опыт сплава по сложным горным рекам в качестве командиров экипажей, а офицеров – водно-транспортных подразделений и формирований. Вместе с тем следует отметить, что на первоначальном этапе процесса подготовки соблюдение этого условия возможно при выполнении всех мероприятий, указанных в пункте 1.

Практическая реализация водно-десантной подготовки в войсках в мирное время может осуществляться путем организации полевых выходов  и создания учебных центров. При этом основу этих мероприятий и деятельности учебных объектов должны составлять тренировочные сплавы, являющиеся главным фактором прочного овладения знаниями, навыками и умениями.

Выбор указанных вариантов в немалой степени будет зависеть от гидрологического режима горных рек, протекающих в местах близких к постоянной дислокации войск. Так, в условиях Центрально-Азиатского стратегического направления организация учебного центра на реке, бассейн которой заложен на периферии горной системы, где высотные отметки хребтов не достигают климатической снеговой линии, не даст должного результата, поскольку данный учебный объект будет функционировать всего 2-3 (в исключительно многоводные годы – 5) месяцев в году в период весеннего половодья. Такие реки (алтайского типа) целесообразно использовать для проведения тактико-специальных занятий и учебных сборов методом полевых выходов.

Сравнительный анализ обоих вариантов показывает, что метод полевых выходов обладает значительными возможностями, поскольку позволяет использовать в учебных целях реки всех типов питания, увеличивая тем самым продолжительность периода тренировочных сплавов в южных регионах до 7-9 месяцев в году в зависимости от географической широты местности. Иными словами одним из преимуществ этого метода является то, что он дает возможность более полно использовать в целях обучения гидрографическую сеть стратегических и операционных направлений, не привязываясь к одной взятой реке, как это может иметь место при организации учебного центра.

Вместе с тем следует учитывать целесообразность создания на отдельных операционных направлениях армейских (корпусных) учебных центров водно-десантной подготовки, работающих по сменному принципу. Наличие в них оборудованных учебных классов позволяет достичь высокого уровня информационно-методического обеспечения, повысить качество методической системы обучения и всего учебно-воспитательного процесса. Сооружение бассейнов с возможным подогревом воды будет способствовать отработке технических приемов в течение всего учебного года, что даст военнослужащим успешно преодолевать чувство водобоязни и уверенно действовать при сплаве по горным рекам.

Для достижения более эффективного функционирования учебного центра, выбор его места должен определяться (кроме общих условий) исходя из протяженности реки, площади водосбора, наличия оледенения в ее бассейне, ориентации хребтов по отношению к влагоносным воздушным массам, то есть тех факторов, которые определяют высокую удельную водоносность и устойчивый поверхностный сток в течение года.

Учитывая, что учебные центры могут располагаться в местах концентрации порогов опасных в период максимальных расходов воды и прохождения селевых паводков, а тренировочные сплавы проводить в это время небезопасно, то в целях снижения отрицательного воздействия неблагоприятного периода целесообразно тренировочные сплавы проводить на участках, где нет опасных порогов.

При невозможности выполнения этого условия период максимальных расходов воды необходимо использовать для проведения:

  • занятий на тренажерах и в бассейнах с целью отработки технических приемов, переворотов плавсредств и возвращение их в исходное положение (постановка на киль), тренировок по размещению и креплению различных грузов, производству погрузочно-разгрузочных работ, герметизации материальных средств;
  • теоретических занятий, групповых упражнений, самоподготовки, работы с картами, лоциями, техническими описаниями водных маршрутов и по их составлению;
  • ремонта и изготовления плавсредств, защитно-спасательного и аварийно-спасательного снаряжения.

Перечень указанных мероприятий может быть дополнен занятиями по горной подготовке с отработкой техники передвижения по скалам, осыпям, снежникам, крутым травянистым склонам, что необходимо носильщикам в условиях гор.

Совершенно очевидно, что функции предлагаемых учебных центров могут быть расширены, давая возможность осуществлять комплексную подготовку войск тыла, включая обучение по использованию вьючного транспорта,  эвакуации раненых и больных в горной местности.

Реализация этих предложений позволит, на наш взгляд, повысить эффективность учебных центров, качество проводимых учебных мероприятий, будет способствовать освоению смежных специальностей, выработке у военнослужащих тактического мышления, физической и морально-психологической устойчивости, инициативы и творчества, боевому слаживанию соединений и частей.

Введение водно-десантной подготовки в практику войск потребует, особенно на первоначальном этапе определенного количества инструкторских кадров, призванных из запаса, поступающих на военную службу по контракту или же из числа гражданских лиц, проводящих обучение на договорной основе. При этом количество военнослужащих (резервистов), обучаемых одним инструктором на практических занятиях не должно превышать 14-15 человек на реках 1-2-го классов и 7-8 человек на реках 3-го класса. Причем обеспечение подразделений плавсредствами может проводиться по нескольким вариантам, а в качестве модульной единицы может быть принят взвод общевойсковой структуры.

На наш взгляд наиболее удачным является вариант, позволяющий за один полевой выход или выезд в учебный центр (смену) отработать элементы сплава на многих классах и типах плавсредств, что очень важно на: первоначальном этапе обучения; при экстренной подготовки сплавщиков в ходе мобилизационного развертывания частей и подразделений тыла в угрожаемый период; в начальный период войны или в ходе подготовки и проведения последующих операций.

Исследуя вопрос организации водно-десантной подготовки, необходимо отметить важность своевременного гидрометеорологического обеспечения  учебно-воспитательного процесса. От того, насколько точно и своевременно будут информированы обучаемые части и подразделения о гидрологических и метеорологических условиях района тренировочных сплавов зависит безопасность проводимых учебных мероприятий.

В этой связи представляется целесообразным изучение опыта ТуркВО, где в целях решения учебных задач и обеспечения безопасности личного состава, штабом и управлением тыла округа была установлена связь с Узбекским республиканским управлением по гидрометеорологии, имеющим разветвленную сеть метеостанцией и гидропостов. Это давало возможность оперативного получения информации о проходящих на горных реках расходов воды, изменении в них уровней, а также температурном режиме районов, намечаемых для проведения тактико-специальных занятий и учений. Обеспечение гидрологической и метеорологической информацией позволяло руководству указанных мероприятий действовать в соответствии с гидрометобстановкой: выбирать наиболее подходящие плавсредства, с учетом технической подготовки личного состава заранее комплектовать экипажи, определять их место в колонне, разрабатывать тактику преодоления препятствий и мероприятия по обеспечению безопасности на воде.

Такой подход к исследуемой проблеме позволил на протяжении ряда лет безаварийно проводить на сложных горных реках Тянь-Шаня обучение личного состава войск Туркестанского военного округа. При этом было подготовлено свыше 500 офицеров и курсантов военных училищ, частей и подразделений тыла, специального назначения, о чем свидетельствуют полученные от Командования округа акты о реализации научных результатов.

Надо полагать, что практическая реализация опыта войск ТуркВО по водно-десантной подготовке в военное время позволит повысить уровень боевой выучки не только частей и подразделений тыла по выполнению задач подвоза материальных средств в экстремальных условиях горной местности, но и общевойсковых, разведывательных и инженерных формирований при выполнении ими прямых функциональных задач. В этой связи представляется целесообразным вариант введения курса водно-десантной подготовки в военных училищах (общевойсковых, тыла, инженерных, РВВДУ), а также, вполне возможно, в некоторых военных академиях. Именно в военно-учебных заведениях среднего и высшего профессиональных звеньев образования формируется кадровый потенциал Российской армии и Вооруженных Сил стран СНГ.

Предлагаемый вариант водно-десантной подготовки не ставит перед собой целью достижения высшего уровня навыков сплава по горным рекам, поскольку это не реально даже потому, что подавляющее большинство российских военно-учебных заведений дислоцируется в равнинных областях. Но владеть знаниями начального и базового уровней такой подготовки, будущим офицерам и военным специалистам просто необходимо, хотя бы для приобретения опыта организации десантных и паромных переправ, наводки наплавных мостов силами своих подразделений как на равнинных, так и на горных реках. Не секрет, что значительная часть выпускников военных училищ не владеет техникой управления плавсредствами даже на спокойных, равнинных реках.

Другим вариантом обучения сплаву по горным рекам может являться курс водно-десантной подготовки на военных кафедрах гражданских ВУЗов.  Работая в тесном контакте с туристскими клубами и секциями, спортивными кафедрами этих же высших учебных заведений, военные кафедры получают возможность готовить офицеров запаса нужного профиля с высокой эффективностью.

Оба предлагаемых варианта в полной мере отвечают требованиям построения новой системы военного образования, предусматривающей подготовку на договорной основе офицеров для службы по контракту, подготовку офицеров запаса, а также переподготовку и повышение квалификации офицерского корпуса. Эти требования изложены в «Актуальных задачах развития Вооруженных Сил Российской Федерации» и Федеральной программе «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года», принятой Правительством Российской Федерации 27 мая 2002 года.

Для формирования хорошо обученного военного резерва сплавщиков и других специалистов на базе спортивного туризма, необходимо воссоздать в полном объеме и в дальнейшем поддерживать на должном уровне территориальный принцип подготовки туристских кадров, который существовал до 1991 года. В этой связи необходимо развивать тесное взаимодействие командований направлений, органов местного самоуправления, региональных (территориальных) федераций спортивного туризма (туристских клубов) и других заинтересованных организаций в совместной подготовке специалистов, необходимых для войск. Только при такой постановке вопроса можно достичь желаемого результата.

Именно туристско-спортивный контингент, независимо от вида туризма, наилучшим образом подготовлен для качественного формирования войск, способных с высокой эффективностью вести в горах боевые действия и их тыловое обеспечение.

Восстанавливая и развивая территориальный принцип подготовки туристско-спортивных кадров, решается задача со многими составляющими. Главными из них являются:

Первая. При проведении спортивных и учебно-тренировочных походов туристский контингент изучает практически физико-географические условия стратегических и операционных направлений, характер, сложность и способы преодоления естественных препятствий.

Вторая. При проведении указанных мероприятий приобретаются и совершенствуются тактические и технические приемы преодоления препятствий, что позволяет совершать многодневные автономные переходы протяженностью в несколько сот километров в отдаленных и труднодоступных районах. При этом ведутся и корректируются (обновляются) технические описания маршрутов и перевалов, составляются лоции горных рек, схемы наиболее значимых порогов.

Проводимая туристами такая работа должна положительно оцениваться Генеральным Штабом ВС РФ, командованиями военных округов и направлений, поскольку результаты этой работы имеют для войск большое практическое значение.

Третья. Духовное и физическое совершенствование участников спортивных походов и всего туристского актива. Эта составляющая, формирующая высокие моральные качества граждан, является основой военно-патриотического воспитания населения и морально-психологического обеспечения личного состава, необходимого  для достижения победы в бою.

Значительными возможностями по подготовке военных туристско-альпинистских кадров, способных с высокой эффективностью решать боевые задачи в труднодоступной местности, располагают органы армейского туризма и прежде всего Управление по туризму и экскурсиям Министерства обороны РФ и отделы по туризму и экскурсиям (ОТЭ) военных округов и флотов. Являясь структурными подразделениями Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации, этим учреждениям вполне под силу организация и проведение учебно-тренировочных сборов и школ всех уровней подготовки.

Несомненным успехом проводимых военно-научных исследований и водного туризма, как прикладного вида спорта, явились съемки документального кинофильма «Самодеятельный туризм в Вооруженных Силах СССР», проведенных в 1984 году на горной реке Чаткал по заказу Управления по туризму и экскурсиям МО СССР. В фильме имеется эпизод десантирования на катамаранах и плотах боевых подразделений. Около 100 человек личного состава (курсанты и офицеры ТВОКУ) полностью экипированные для ведения боя прошли через сложные пороги, зачалились в обозначенном месте и атаковали опорный пункт условного противника. Фильм снимался Киностудией МОСССР во время открытого Первенства ТуркВО по водному туризму, проводимого Отделом по туризму и  экскурсиям округа (начальник отдела полковник Кудрин И. Н, заместитель служащий СА Ширяев В. Н.).

Следует отметить и возможности армейских туристских баз по подготовке туристско-спортивных кадров. Материально-техническое обеспечение туристских баз Центрального, окружного и флотского подчинения позволяет проводить учебные и туристско-спортивные мероприятия на высоком организационном и методическом уровнях. Но подготовка военных туристско-альпинистских кадров  может быть еще более эффективней, если ОТЭ военных округов и флотов располагали бы собственной материально-технической базой, независимо от туристских баз, основное предназначение которых – активный отдых военнослужащих и членов их семей.

Большое значение для боевой выучки войск имели массовые туристско-спортивные мероприятия, проводимые органами армейского туризма. Среди этих мероприятий особо отличаются такие как «Эльбрусиады» и Всеармейские туристские слеты и соревнования. Так, в «Эльбрусиаде-80», проведенной в августе 1980 года, более 1000 офицеров и курсантов совершили массовое восхождение на высочайшую вершину Кавказа – двуглавый Эльбрус, одновременно покорив Восточную и Западную вершины. Впервые в истории армейского туризма приняло участие в восхождении такое количество военнослужащих.

В ходе проведения 3-го Всеармейского слета туристов, проходившего в 1982 году, в военных округах и на флотах было проведено 99 тысяч походов, подготовлено 74 тысячи значкистов Турист СССР» и 17 тысяч спортсменов-разрядников по туризму.

Значительной массовостью отличались и мероприятия, проведенные в ходе 4-го Всеармейского слета туристов в 1985 году, посвященного 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Заслуживает внимания опыт работы отдела по туризму и экскурсиям Ракетных войск стратегического назначения, где под руководством  мастера спорта СССР по туризму Гарцевича А. Л., руководившего этим отделом, были организованы и проведены 10 массовых восхождений военнослужащих РВСН на высочайшие вершины Кавказа – Казбек и Эльбрус. Гарцевич А. Л. внедрил в системе армейского туризма «Туриаду Победы» - массовое туристско-спортивное мероприятие, проводившееся в начале мая по горному, водному, пешеходному и велосипедному туризму.

Совершенствуя на новом этапе систему подготовки туристских кадров, решается важнейшая задача создания хорошо обученного специализированного резерва, являющегося неотъемлемой частью стратегического резерва военной организации  государства. Этот резерв может быть востребован не только в интересах тылового обеспечения боевых действий и операций на горных ТВД и приморских стратегических направлениях, но и при создании горно-стрелковых соединений и частей, в органах военной разведки (в оперативном и тактическом звеньях), инженерных войсках, частях и подразделениях МЧС.            

Значительный вклад в подготовку кадра и специализированного резерва могут внести туристские фирмы, занимающиеся активными видами туризма и готовящие для своей деятельности инструкторов и гидов-проводников различного уровня вплоть до специалистов международного класса. Настоящими учебными полигонами являются реки: Катунь (с притоками) на Алтае, где ежегодно проводят сплавы многие туристские организации; Вуокса со знаменитым Лосевским порогом в Ленинградской области; Она, Иркут, Ока (Саянская) с притоками и многие реки других горных районов с удобными, короткими (быстрыми) подъездами и выходами с маршрута после проведения учебно-тренировочных походов (занятий). 

Рассматривая вопрос подготовки специализированного горно-водного резерва, отметим, что наращивание туристами своего спортивного опыта несомненно приводит к реализации планов дальних походов, то есть, когда их проведение выходит за границы своих регионов. Такая тенденция обусловлена прежде всего тем, что многие районы (территории) не имеют маршрутов высоких категорий сложности, а там где они есть и уже пройдены (возможно неоднократно) играет фактор познания новых районов и прохождения еще более сложных и новых маршрутов.

В советское время, когда посещение отдаленных районов было более доступно широким слоям населения, туристско-спортивное движение приобрело невиданный масштаб. Тогда, для получения звания «Мастер спорта СССР по туризму» необходимо было совершить не менее двух походов пятой категории сложности в разных географических районах страны в качестве руководителя. Таким образом, создавалось единое туристское пространство, границы которого совпадали с единым оборонным (стратегическим) пространством государства.

Положительным следует считать снижение возрастного ценза туристов, совершающих походы высоких категорий сложности, в результате чего появилась возможность приобретать опыт преодоления сложных маршрутов перед прохождением действительной военной службы. Так, согласно Правил проведения туристских спортивных походов, утвержденных Постановлением Коллегии Центрального совета по туризму и экскурсиям 26 мая 1987 года, к участию в походах 5 категории сложности стали допускаться туристы, достигшие 18-летнего возраста при наличии опыта походов предшествующих категорий. Тем самым, было устранено, хотя и с некоторым опозданием, несоответствие между призывным возрастом и допустимым возрастом участия в сложных походах. Отметим, что до выхода этого Постановления ЦСТЭ к участию в таких походах допускались туристы не моложе 20 лет. И  получалось так, что человек, отслужив армию, пройдя афганскую войну, награжденный боевыми орденами и медалями, мог только тогда заявиться на маршрут указанной категории сложности. Это явное противоречие в определенной степени снижало уровень подготовки призывного контингента, влияло на качество выполнения учебно-боевых задач. Юноша, уходя на военную службу, должен быть хорошо подготовлен для ратного труда, обладать достаточными знаниями для действий в труднодоступной местности, где, кроме повышенного риска, связанного с военной службой, проявление опасных природных явлений особо велико.

Учитывая возросший класс техники водного туризма и появление плавсредств высокой проходимости, Федерация спортивного туризма Туристско-cпортивного Союза России снизила еще раз возрастной ценз участников походов - до 17 лет для 5-й, и 18 лет - 6-й категории сложности.      

Проведенное военно-научное исследование убедительно свидетельствует об актуальности проблем совершенствования водно-десантной подготовки и указывает пути их решения при использовании горных рек в качестве путей подвоза для доставки материальных средств войскам в ходе боевых действий и операций.  Такой подход к исследованию этого вопроса  обусловлен наличием обширных горных регионов вдоль южных границ СНГ, воссозданием горно-стрелковых войск, частей и подразделений спецопераций. Развернутые на потенциально опасных направлениях, они являются важной составляющей первого стратегического эшелона и выполняют задачи по оперативному прикрытию южных рубежей  Содружества.

Актуальность исследования состоит также в том, что наряду с разработкой модели организации водно-десантной подготовки и новых способов подвоза, исследуются проблемные вопросы повышения боевых и мобилизационных возможностей войск и учреждений тыла, совершенствования их организационно-штатной структуры, тактико-специальной подготовки личного состава, даются анализ и оценка экономических параметров новых по качеству и возможностям водно-транспортных (горных) и горно-транспортных формирований, их технического оснащения. 

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования подтверждается: выбором реальных исходных данных; применением апробированных математических методов исследования; многолетним опытом проведения тактико-специальных, тактических, исследовательских и показных учений с войсками в ТуркВО (с 1979 по 1992 годы), Вооруженных Силах Республики Узбекистан, в том числе и под руководством докладчика, а также полигонных испытаний и тактико-специальных занятий с выездами в учебные центры и полевыми выходами на горные реки с отработкой задач сплава на маршрутах высшей категории сложности, днем и в ночное время, включая подготовку призывного контингента и резерва СССР, России, Узбекистана (с 1971 по 2006 годы) с получением планируемых результатов.

Научные результаты исследования могут быть использованы: в практике подготовки горных войск (гсд, гсбр, арт, инж. и др.); на КШУ в соединениях и объединениях округов, армий, армейских корпусов, имеющих направления с горными реками и водными препятствиями; на практических занятиях в военно-спортивных обществах и военно-туристских походах.

Таким образом, на основании проведенных исследований представляется возможным сделать вывод о необходимости введения в практику войск на базе спортивного водного туризма водно-десантной подготовки, как важного компонента их боевой выучки. Такая постановка вопроса отвечает требованиям времени и приобретает особую значимость в современных условиях в связи с возможностью военных конфликтов на стратегических направлениях, охватывающих значительные территории горных районов. Реализация этой задачи может быть достигнута путем создания и функционирования всех составляющих рассмотренной нами системы подготовки.


г. Ташкент