СПЛАВ ПО РЕКЕ АРЫСЬ

Газета "ФИЗКУЛЬТУРНИК УЗБЕКИСТАНА"
26 апреля 1972г.

"ГОЛУБЫМИ ДОРОГАМИ"

Статья о первопрохождении реки Арысь в Чимкентской области (Южный Казахстан)
20 - 26 марта 1972 года
и Первая статья-информация о водном туризме в Узбекистане

Еще большинство рек нашей страны было сковано ледяным панцырем, когда ташкентские туристы-водники первыми вышли на водные трассы, начав тем самым туристский сезон. Уже в середине марта группы под руководством Сергея Гвоздевского и Александра Котлова - рабочих авиационного завода, членов республиканской секции водного туризма, совершили поход по Сырдарье

Из-за неблагоприятных метеорологических условий поход проходил в довольно трудных условиях. Но туристы увидели много интересного. Так они побывали на развалинах древнего городища, которые были замечены еще в ноябре 1971 года во время водного похода под руководством автора этих строк. Городище находится на правом берегу Сырдарьи на территории совхоза Аккурган. Здесь, в отвесных лессовых обрывах, сохранились стены из обожженного кирпича и предметы домашней утвари. Туристы нашли несколько монет, кувшин, подносы, упавших на речную террасу. Очевидно, это средневековое поселение было разрушено ордами Чингис-хана. Интересно отметить, что строения находятся на высоте 35-40 метров над рекой и погребены новейшими отложениями на глубину 3-5 метров. Такое удачное расположение городища древние люди выбрали не случайно - река Сырдарья и обрывы являлись препятствием для поработителей. Находки были переданы Институту истории и археологии АН УзССР. Мы думаем, что археологи республики займутся изучением этого древнего поселения.

20 МАРТА. На город обрушился снегопад. Дома потонули в снежном мраке. А автобус с надписью "Турист" уже покинул пределы города и вышел на трассу Ташкент - Алма-Ата. Наш путь лежит в Южный Казахстан туда, где течет река Арысь. В автобусе одиннадцать человек. Здесь и рабочие авиационного завода, и учащиеся школы №209, монтажники СПМК-33. Всем им предстоит нелегкий поединок со своенравной рекой, которую многие еще не видели. Всех волнует одно - есть ли в Арыси вода, хватит ли ее, чтобы сплавиться по ней на камерном плоту? На всякий случай взяли большую десантную лодку - это запасной вариант. В случае чего будем плыть на ней.

А вот и начальная точка сплава. Позади остались Чимкент, Белые воды, Карабулак. Быстро выгружаем из автобуса вещи, а их у нас не мало. На каждого приходится более 70 килограммов груза. Здесь доски и бревна, автомобильные камеры и инструмент, продукты и одежда, водонепроницаемые мешки.

Прощаемся с шоферами, желаем друг другу счастливого пути. Подходим к реке, с волнением смотрим на стремнину. В сознании рождается чувство первопроходцев. К нам подходят местные жители и удивляются, когда узнают, что мы покинем эти места не на машине, а по воде. "Сколько лет живу на этом свете, а такое вижу впервые", - говорит старожил этих мест Абат Якубов, приглашая к себе в дом. Ребята с благодарностью вспоминают этого человека и его товарища Сайдуллу Абубакирова, которые предоставили жилье и недостающий лесоматериал для постройки плота.

Утром следующего дня приступили к строительству плота. Очень холодно, кругом снег, руки стынут от мороза и сильного ветра, скорость которого доходит до 15 метров в секунду. Часто приходится прерывать работу и идти греться в помещение. К вечеру основные работы были завершены. Замеряем скорость течения - 8 км/час. Необходимо провести разведку. Самые опытные на десантной лодке проносятся мимо и скрываются за первым поворотом. Унылыми возвращаются они через некоторое время: "Река разделяется на несколько проток, кругом мели. Плот, наверное, не пройдет". Выход назначаем на 22 марта.

В этот день многие жители соседних кишлаков пришли проводить нас. Все вещи и продукты, упакованные в водонепроницаемые мешки, погружены на плот и накрепко привязаны. Последние рукопожатия и дружеские напутствия. Суда быстро отходят от берега. Быстрое течение подхватывает их. Здесь уже не зевай. Работа и работа! Стремительно мелькают берега. А вот и первые протоки и перекаты. Раздумывать некогда - слишком мало времени, все решают считанные секунды. Помогают некоторый опыт, интуиция. "Оба влево!" Ребята, что есть силы навалились на греби. "Оба вправо! Стоп корма! Стоп нос! Так держать!"

Впереди движется лодка, показывая путь. За ней, как бы в погоне, несется плот. Но вот послышался гул, плот резко затормозил. Сели на мель. Все соскакивают в воду и толкают махину. Греби выставляем на более сильное течение. Плот медленно сползает с переката. Садись! Подхваченный сильным течением, он опять несется по бурной реке. Идем то правым, то левым берегом. Специально выбираем прижимы у вогнутого берега. Там глубоко, вода здесь хорошо поработала. Близко к берегу стараемся не подходить - берега все время рушатся.

Вечером на биваке не до песен. Ребята, измотанные напряженной работой, мгновенно засыпают. И так, в течение всей недели. Во время похода проводили тренировки по технике сплава, учились причаливать к берегу и отходить от него, проводили теоретические занятия. Ведь поход был учебно-методическим. Закончили его у селения Акпан, где проходит железная дорога.

Теперь несколько слов о секции водного туризма. Она образовалась в прошлом году. За это время были пройдены Чирчик, Сырдарья, Арысь. Участвовали наши водники и во всесоюзном семинаре инструкторов-методистов водного туризма, который проходил прошлым летом в городе Кировске Мурманской области. Там же, на реке Умбе, проводился учебно-тренировочный поход четвертой категории сложности.

Туристский сезон только начинается!

В. Ширяев,
председатель республиканской
секции водного туризма